База отдыха ПРОТВА это  подмосковный туристический остров в часе-полутора езды по Минскому или Киевскому шоссе.

 

Главная особенность это ощущение уединенности даже при заполненной базе.

  • индивидуальный подход
  • комфортный и безопасный отдых вдали от людского шума среди немногочисленных гостей
  • охраняемая территория (экология, лес, арт-объекты) на берегу реки Протва
  • доступное кафе с просторными верандами
  • есть дизайнерские номера
  • летний пляж, спортплощадки, бани и сауны, большая автостоянка, анимация
  • возможность полного пансиона (шведский стол)
  • приезд с животными

Все это создает прекрасные возможности для загородного подмосковного

семейного отдыха с детьми, романтического отдыха для двоих или выездных корпоративов на природе

 


 

 

Описание местности

База отдыха ПРОТВА расположена на полуострове в излучине рек Межиха и Протва. Данное место имеет древне-православное историческое значение. В шаговой доступности от Базы отдыха ПРОТВА  находятся два объекта культурного наследия:

Церковь Преображения Господня в деревне Спас-Косицы, 1761 г. (регионального значения);

Церковь Дмитрия Ростовского в деревне Спас-Косицы, 1761 г. (регионального значения)

 

Заселение края относится к очень раннему времени. Наиболее древние очаги культуры на территории Наро-фоминского района располагались по берегам реки Протвы. У села Вышегород (Вышгород), находится неолитическая стоянка Вышгород-1, которая датируется 5-3 тыс. до н.э., культурная принадлежность которой не выяснена из-за нехватки материалов.

В эпоху бронзы в конце 3-го-начале 2-го тыс. до н.э. на землях, прилегающих к р.Протве появились племена фатьяновской культуры. В это время происходила смена систем обороны, переход от охоты и рыболовства к земледелию и совершенствованию орудий труда и предметов быта. У села Ивково сохранились остатки поселения, возле деревни Колодези – грунтовые могильники. При погребениях встречаются глиняные сосуды, оружие, орудия труда из кости и камня, украшения, кости диких и, что особенно важно, домашних животных.

На протяжении железного века и начала средневековья (1-е тыс. до н.э. – 5 в. н.э.) вся территория Московской области, включая Наро-Фоминский район, была занята племенами дьяковской культуры, которые учёные относят к финно-угорским племенам. В это время территория района осваивалась значительно активней, чем в предшествующий период. Представители дьяковской культуры, населявшие район в 1 тыс. до н.э. оставили после себя ряд укреплённых городищ и селищ – открытых поселений, расположенных на берегах реки Протвы. К ним относятся селища у д.Ковригино, с.Ивково. Археологические находки свидетельствуют, что в западной части своего ареала дьяковцы испытали сильное влияние балтоязычных племён Верхнего Поднепровья. Не исключена возможность, что отдельные группы дьяковского населения или их потомки жили на рассматриваемой территории и позднее, вплоть до славянской колонизации, начавшейся в IX-X вв.

Первые поселения славян-вятичей относятся к IX-X вв. Это время ассимиляции славянами местного балто- и финноязычного населения. Славяне-вятичи занимали земли от среднего течения р.Оки до реки Москвы (Замоскворечье). Вятичи, поселившиеся по берегам реки Протвы имели родовой строй, племенной быт и языческие обряды, при захоронении насыпая курганные могильники. Древнерусская дохристианская культура IX-XIII вв. представлена поселениями укрепленного типа – городищами, селищами, многочисленными курганными могильниками и курганными группами.

С распространением христианства в русских землях прекратились языческие традиции захоронений в курганных могильниках.

 

В XIV- XV веках происходило становление Московского княжества.

Великое княжество Литовское было серьезным соперником Москвы в борьбе за обладание древнерусскими землями.

Литовцы дважды подходили к Москве через юго-западные территории, принадлежавшие союзнику Литвы — Рязанскому князю Олегу. Это поставило московского князя Дмитрия Донского перед необходимостью укрепления западных рубежей своего княжества.

С середины XVI в. на Руси главными административными единицами были уезды, которые делились на станы и волости. Волость не была частью стана, так назывались небольшие станы. Стан – древняя отечественная единица административного деления земель (в значительной мере – бывшие уделы). Каждый уезд обычно включал 5-10 станов. К сожалению, документы Генерального межевания не дают полной ясности о границах смежных станов.

Территория нынешнего поселения Волчёнковское располагалась в  Верейском уезде (XVIIXVIII веков).

История Наро-Фоминского района тесно переплетается с историей Верейского уезда и города Вереи, которая во многом определяла судьбу этих территорий на протяжении столетий.

Верейский уезд не раз менялся в своих границах и окончательно утвердился в 1782 году. Уезды в свою очередь делились на волости и станы. Судя по картам Генерального межевания XVII –XVIII вв., в Верейский уезд входило 12 станов.

К началу XIX века Верейский уезд стал «самым дворянским» в Московской губернии: 67% крестьян уезда были помещичьими.

В границах нынешнего поселения Волчёнковское располагались Шуваловский, Городской, Числов, Косицкий и Вышегородский станы Вере В границах нынешнего поселения Волчёнковское располагались Шуваловский, Городской, Числов, Косицкий и Вышегородский станы Верейского уезда.

В границы Шуваловского стана входили: села Косицы и Воскресенское, деревни Секирина, Верховье, Ахматова, Ревякино, Яфанова, Телешева, Ивкова, Колодези, Васильевская, Кузьминская, Афанасьева, Пафнутовка, Тимофеевская, Волченки, Алферьева, Устье.

В границы Городского стана входили: село Купелицы с деревнями Самород, Клин, Женаткино, деревня Василисина тож, деревня Ковригино.

В границах Числова стана входили: сельцо Варварино, пустошь Аблучье (Акишево), сельцо Чеблоково, сельцо Семидворье, деревня Гуляево, сельцо Назарьево.

В границы Косицкого стана входили: сельцо Татищево с деревнями Глиницы, Князева, деревня Ступино, Самойлова пустошь.

В границы Вышегородского стана входили: село Смолинское с деревнями Васильчикова, Блознева, Орешкова, Митенки.

 

По территории поселения Волченковское протекают река Протва, река Исьма с притоками, которые являются природными осями исторических систем расселения в Наро-Фоминском районе.

 

Основным занятием поселения в конце XIX — начале XX в. были земледелие, животноводство и кустарные промыслы. Было распространено производство сундуков, чемоданов, саквояжей, плетеных изделий, сапожный промысел и обработка дерева. Кроме того, жители занимались возкой дров, а также продажей древесного угля в Москве. Женщины в зимнее время ткали холст из льна.

 

Из объектов культурного наследия в сельском поселении Волченковское сохранились только — Церковь Преображения Господня и церковь Дмитрия Ростовского в деревне Спас-Косицы, 1761 г. (обе церкви регионального значения)

 

Деревня Спасс-Косицы (Спас Косицы) «… село 1 стана,Шуваловых Гр., Андрея и Петра Павл., крестьян 77 душ м.п., 82 ж., 1 церковь, 20 дворов, 114 верст от столицы, 14 от уезд. Гор., на проселочной дороге».

Село Спас-Косицы, лежащее на равнинной, полого понижающейся к югу местности, расположены у дороги, ведущей из Вереи в село Верховье. Местность, где расположено село, находится в бассейне реки Протвы и её притоков, воль которых селились древние славяне. Описания могильника, найденного в XIX веке в лесу недалеко от Спас-Косиц, рядом с деревней Князево свидетельствуют о древнем заселении этого места.

Село Спас-Косицы (Спасское в Косицах) известно с XVII в., когда оно принадлежало дворцовому ведомству. Писцовые верейские книги 1676-1677 годов упоминают в селе «место церковное пусто».

В 1693- 1695 годах по челобитью крестьянина Антипа Тарасова «с товарищи» в Спас-Косицах на кладбище строится деревянная церковь Спаса Преображения.

В 1705 году вся Вышегородская волость, в состав которой входили Спас-Косицы, бала передана «железным» заводам, а в середине XVIII в. перешла во владение начальника тайной «разыскной» канцелярии генерал-фельдмаршала Графа Александра Ивановича Шувалова.

В 1761 году в Спас-Косицах по заказу А.И.Шувалова, видимо устроившего здесь одну из своих усадеб, вместо старой деревянной церкви была возведена новая кирпичная Преображенская церковь с отдельно стоящей колокольней.

В 1950-е гг. Преображенский храм бы закрыт и разорен.

Сегодня Спас-Косицы — это небольшая деревня в 15 километрах от Вереи. От усадьбы сохранилась лишь Преображенская церковь с колокольней. Следов усадьбы очевидно располагавшейся поблизости при натурном обследовании не обнаружено.

В настоящее время начаты работы по восстановлению церковного ансамбля. Работы ведутся на пожертвования прихожан и спонсоров.

Комплекс Преображенского храма и колокольни стоит в центре площади, посреди села. Прилегавшая к церкви территория была обнесена кирпичной оградой. Территория внутри ограды была занята кладбищем. Особенности архитектуры церкви колокольни позволяют некоторым исследователям связывать эти сооружения с творчеством архитектора К. Бланка.

Кирпичная Церковь Преображения Господня представляет собой центрический четырехстолпный пятиглавый храм, барочные формы которого имеют отдельные черты, предвосхищающие архитектурные принципы классицизма.

В двадцати метрах западнее церкви расположена массивная трехъярусная колокольня (Церковь Дмитрия Ростовского), через которую был вход на территорию церковного участка. Колокольня имеет престол, посвященный Дмитрию Ростовскому. Трактовка фасадов первого яруса колокольни перекликается с архитектурой храма, верхние же ярусы выдержаны еще вполне в духе стилизованного барокко.

В списках объектов культурного наследия Московской области церковь Преображении Господня и церковь Дмитрия Ростовского значатся как памятники архитектуры регионального значения.

В 2001 г. Преображенский храм передан епархии, но богослужения пока ведутся только в колокольне. Реставрация и восстановление комплекса требуют колоссальных средств.

Комплекс церковных зданий в Спас-Косицах уникален для Подмосковья. Найти в московских землях здания так называемого елизаветинского (или зрелого) барокко хорошей сохранности довольно сложно, их можно пересчитать по пальцам. А здесь — монументальный пятиглавый храм с не менее монументальной колокольней, в которой помимо собственно звонницы поместилась еще и отдельная церковь во имя Дмитрия Ростовского.

По территории сельского поселения Волчёнковское в западной её части с севера на юг протекает река Протва. В центральной части поселения с севера на юг река Исьма (приток реки Протва) с притоками – р.Плакса, р.Бобровка, р. Смолика и т.д.  Реки Протва и Исьма с притоками стали основным природным каркасом для расселения в поселении. Вдоль рек располагалась вереница деревень, сёл и селец (сельцо – селение с господской усадьбой без церкви) с пашенными выгонными землями и садами. Преимущественно это были открытые пространства.

К XVIII — нач.XX вв наиболее заселённой была местность вокруг берегов реки Протва.

В наши дни ещё сохранился сельский характер этой местности с преобладанием природного ландшафта. В характере ландшафта во многом можно увидеть его исторические черты: соотношение открытых пространств и лесов, характерные извивы реки, рельеф местности – всё это узнаваемо и на исторических картах.

Территория здесь очень живописна, отличается большим разнообразием пейзажей.

Исторические связи между селениями в основном сохранились в виде просёлочных, грунтовых дорог и сельских улиц.

 

В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта, сохранение  и восстановление культурно-исторического наследия России.

Приехав на базу отдыха Протва Вы окунетесь в живительную прозрачность и тишину реликтового леса, услышите утреннее пение птиц и журчание чистейших рек, умоетесь родниковой водой, оставив все накопившиеся проблемы далеко за спиной, открыв свой путь к новой, чистой , радостной и светлой жизни!